"Не будь скотиной - заплати!"
3 февраля 2004 года
Начиналось-то все с невинного ёрничества: "Остановок с названиями "здесь, тут, там" - нет", "Водитель не осьминог, всем сразу сдачу дать не может". Потом на ксероксе размножили плакатики в стиле ретро: "Ты заплатил за проезд?". Они уже стали вызывать чувство неловкости. Одно дело, когда в трудное для страны время героический красноармеец призывает защищать Родину. Тут обращение на "ты" уместно, оно - знак единения с могучим "мы". А когда в нос пассажиру пальцем "тыкает" кондуктор...
Если коллега без причины обзовет вас в лицо придурком или скотиной, вы, как минимум, потребуете извинений, а то и в суд подадите. Если такое позволит себе сосед - перестанете с ним здороваться. Если друг, который вас подвозит на собственной машине, - потребуете остановиться, выйдете и вряд ли еще раз в его машину сядете. А когда это делает, да не устно, а письменно, владелец маршрутного транспортного средства, мы терпим.
...Сценка в "газельке". Юный кондуктор отрывисто командует солидными мужчинам и женщинам: "Шевелись!". Кому-то надо выйти у Центрального стадиона, но водитель заворачивает раньше, и кондуктор чуть ли не выталкивает пассажира на проезжую часть, не слушая возражений: "Не ленись - дойдешь"... На замечание, что, мол, за проезд деньги плачены, парнишка хамит: "А ты бесплатно пешком иди!".
Кондуктора можно осадить, но для этого надо опуститься до его уровня. Унизить себя. Иначе до него не дойдет. А привлечь к ответственности за оскорбительные тексты, развешанные в салонах автобусов, их владельцев можно лишь теоретически. Не по силам и не по средствам льготникам ввязываться в судебную тяжбу. Помню, как пожилая женщина плакала в телефонную трубку: "Товарищ корреспондент, я - блокадница, за что меня обозвали животным? За пять рублей, которые я имею право не платить за проезд...".
В советские времена в общественных местах развешивали плакатики: "Будьте взаимно вежливы!". Может, пришла пора заменить ими хамские бумажонки? Их авторы, к себе, любимым, требуют уважения. Они, конечно, возмутятся, если в парикмахерской прочитают над зеркалом что-нибудь вроде: "Не вякай под руку! Отрежу уши", а в магазине у кассы: "Не требуй сдачи, если не хочешь получить по шее"...
Инна СЕРОВА, "Вечерняя Казань"